Выбор снаряжения
Сразу оговоримся – в нашем обзоре нет исчерпывающих описаний всех существующих на рынке моделей. Ибо мы чтим Козьму Пруткова с его «никто не обнимет необъятного», а байдарок только советского, украинского и российского производства существуют не один десяток видов. Речь у нас пойдет, скорее, об общих принципах.
Прежде всего, выбирая байдарку, ответьте себе на несколько вопросов.
Вы собираетесь ходить в долгие (неделя-две-три) походы или походы выходного дня?
Вам ближе спортивный или прогулочный стиль? Для вас важнее скорость или обитаемость судна (как правило, это взаимоисключающие параметры)?
Ходить собираетесь по большим открытым водоемам (морям, озерам, водохранилищам), по тихим лесным речкам или по бурным и порожистым?
В лодке вы будете один? Вдвоем? Вдвоем плюс маленький ребенок/собака? Втроем (трое взрослых)?
Как собираетесь добираться до места будущего сплава – на своей машине, на наемном микроавтобусе, на общественном транспорте, самолетом, наконец?
Где намерены хранить судно, в том числе в межсезонье?
Наконец, каким бюджетом располагаете? Учтите, что, кроме самой байдарки, понадобятся весла (как правило, они в комплект не входят, ибо их нужно подбирать по росту, привычкам и кошельку гребца), гермоупаковки для вещей и прочие мелочи. Они способны увеличить стоимость покупки минимум на 10-15%, если не вдвое — например, если речь пойдет о парусном вооружении.
При этом у уважающего себя производителя в базовый комплект обязательно входит штатная упаковка для сложенного судна, ремкомплект, насос (если есть надувные элементы).
Неплохо бы еще заранее подумать о возможном ремонте и о доступности запчастей. Особенно это касается редких и импортных лодок.
Необязательно сразу же дать себе исчерпывающие ответы на все вопросы. Но держать их в голове, выбирая лодку, стоит.
Теперь пройдемся по основным типам байдарок, их достоинствам и недостаткам.
Надувные байдарки

![]() |
Байдарка Fish-Ka-26, Solaris-boat |
Как правило, байдарки-надувнушки шире своих каркасных и каркасно-надувных собратьев (0,9…1 м против 0,7…0,85 м), обладают более полными обводами. За счет этого они остойчивее: скажем, пара детишек может свободно свешиваться с одного борта – и родители при этом не опасаются, что судно перевернется. Эти суда быстрее всего собираются и разбираются (четверти часа достаточно), поэтому лучше прочих подходят для походов выходного дня и просто покатушек на час-другой. Они же – за счет отсутствия каркаса – лучше всех упаковываются, так что лодка без проблем помещается и в багажник малолитражки, и в самолет, и в троллейбус. Они же наименее уязвимы для камней и коряг, не боятся ударов о препятствия, изгибов и пр. – в лодке нечему ломаться. Хотя, конечно, пробоина, если уж случится, принесет больше проблем, чем в случае с каркасной лодкой. Может даже потребоваться вмешательство профессионала-ремонтника. Обитаемость «надувастиков» в среднем ниже, чем каркасников: баллоны и надувное дно съедают часть внутреннего объема. Но, пожалуй, она выше, чем у многих каркасно-надувных судов: нет шпангоутов (поперечных элементов каркаса), которые делят лодку на отсеки. Именно надувнушки чаще других делаются в форм-факторе open deck – полностью открытыми или с совсем небольшими «козырьками» на носу и корме. Это тоже повышает удобство посадки и погрузки.
![]() |
Надувная байдарка "А450", Neris |
Исключение – байдарки семейства «Игла». Их обводы максимально приближены к каркасным за счет необычной формы бортовых баллонов (они в сечение представляют восьмерку, причем достаточно «худую»). Кроме того, борта «Игл» изогнуты вдоль всей лодки. У традиционных надувнушек они, как правило, параллельны на большей части длины. Наконец, в носу у «Иглы» устанавливается жесткий несъемный штевень, что делает носовые обводы более острыми (байдарка «раскрывает» воду). Поэтому на ходу эти суда уверенно тягаются с каркасниками, а то и обходят их. Резюме
Надувнушка прекрасно подойдет для походов выходного дня, в том числе и с детьми. Но применима и в длительных походах. Далее нужно внимательно изучать характеристики конкретного судна.
Каркасно-надувные байдарки (КНБ)

Советские самодельщики делали двух- и четырехбаллонные КНБ: вдоль каждого борта шел, соответственно, один или два баллона. Сейчас производители предпочитают двухбаллонную схему, хотя некоторые разделяют один баллон поперечной перемычкой для повышения живучести судна.
Классические представители – «Варзуга-2», «Ладога-2» («Тритон», РФ), «Маринка-2» (ФМК, РФ), «Викинг 3,8», «Гарпун» («Акваграфика, РФ), «Рось-2» («RENT-TOUR», Украина).
КНБ, как правило, собирается быстрее каркасника (минут 20 – и лодка на воде), по скоростным характеристикам близка к нему, по обитаемости уступает (место под бортами занято надувными элементами). Масса каркасных и каркасно-надувных лодок тоже сравнима: питерский «Тритон» выпускал лодку «Свирь» в каркасном и каркасно-надувном исполнении, и весили обе модели одинаково.
Вообще, в ходе эволюции «отряд» КНБ разделился на несколько «подотрядов». Появились, например, «надувные байдарки с элементами каркаса» (к ним ближе «Рось» и «Викинг») или «каркасные байдарки с бортовым поддувом» (таким был старый польский «Нептун»). Поэтому и дать общие рекомендации по использованию таких судов сложно. Одни из них применяются так же и там же, где каркасники или на несколько более спортивных маршрутах. Другие активно конкурируют с надувными: собираются почти так же быстро, а, например, курс держат лучше — если «элементом каркаса» выступает одинарный кильсон по всей длине, как у «Викинга» и «Роси».
Каркасные байдарки
Теперь для каркаса применяются алюминиевые сплавы, пластик, дерево, а для оболочек – ткани со специальным полимерным покрытием. Хотя бывалый байдарочник может вместо слова «каркас» сказать «кости», а вместо «оболочка» - «шкура».
Добавим, верхняя часть «шкуры» — дека, она же палуба — традиционно закрывает часть лодки, оставляя открытыми одно-два-три посадочных отверстия или единый кокпит.
Это делается, чтобы байдарку меньше заливало при прохождении волн (особенно когда в них ныряет нос) и чтобы брызги с двулопастных весел меньше попадали внутрь судна. Для бурной воды применяют фартуки и срывные юбки, дополнительно герметизирующие зазор между корпусом гребца и лодкой.
Естественно закрытая дека создает трудности при посадке в байдарку и при размещении в ней груза. Чем более открыт кокпит, тем проще погрузка и тем больше может оказаться воды внутри на марше.
Ремонт мелких «травм» каркасного судна, как правило, несложно произвести и в полевых, и в домашних условиях.
С надувной лодкой так не получится. Правда, и повреждения каркасники получают чаще прочих — это мы плавно переходим к недостаткам. Там, где «шкура» плотно прилегает к «костям», ее достаточно просто пробить, наехав на камень или даже острую корягу. Правда, современные оболочки проклеиваются дополнительными леями в наиболее угрожаемых местах.
Каркасные байдарки – самые тяжелые. Средний экземпляр весит 27-40 кг в зависимости от материалов и размеров, попадаются и монстры весом в полцентрера.
Транспортировать каркасник тоже непросто. Как правило, в сложенном состоянии это два тюка, один из которых по длине не влезет в багажник средней легковушки. У «Тайменей», например, одна из упаковок имеет длину около 1,4 м.
Резюме: Каркасная байдарка хороша для длительных (от трех дней до нескольких недель) походов по не слишком сложным (приблизительно до третьей категории) рекам. Причем походы могут быть как спортивными (на скорость), так и семейными.
Байдарки с жестким корпусом

Правда, при покупке надо смотреть, для каких именно условий эксплуатации лодка сделана: вертлявый подрезанный (с поднятыми носом и кормой) каяк будет хорош при сплаве по бурной воде, но держать на нем курс на озере – занятие не для слабонервных.
ПОКУПКА БАЙДАРКИ Б/У
Возможно, вам повезет и вы найдете судно в идеальном состоянии — «купили, думали, будем кататься, а как-то не получается, она уже три года лежит». Но такое бывает редко. «Бэушная» байдарка, как правило, имеет пробоины в оболочке и повреждения каркаса. У хорошего хозяина они будут заклеены, отрихтованы и пр. И все же, покупая такую лодку, стоит взять с собой понимающего в байдарках человека. И уж по крайней мере попросить при вас собрать судно. Некомплектность каркаса и его повреждения выявятся сразу. Некоторых запчастей порой днем с огнем не найдешь, и сделать их самостоятельно не всегда получается даже в условиях неплохой мастерской. Не пожалейте на проверку времени – особенно в случае наличия у лодки надувных элементов. Если в них есть даже маленькая течь, то за час-другой они потеряют упругость.


Автор статьи Александр Данковский